Информер
Поиск
Тренинги
Партнеры

88x31-3.gif



Научно-популярное

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Научные публикации

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ


Ваше мнение
Я занимаюсь исследованиями эмоционального интеллекта, потому что:
 
- мне интересна эта тема
- это позволяет мне решить собственные психологические проблемы
- меня привлекает всё новое и недостаточно изученное
- решение этой проблемы имеет прикладное значение
- меня заинтересовала литература по этой теме
- это мой бизнес
- это престижная тема
Результаты
Счетчик

 172920 всего

 5 сейчас на сайте

Мои настройки

Соединить заново
---

Ваше имя (латинскими буквами):

Ваш секретный код (связанный с Вашим логином)


 Количество пользователей 13 пользователей


Сейчас на сайте:

Из зарегистрированных пользователей сейчас никого нет
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта

И. Н. Андреева


Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта
// Когнитивная психология: сб.статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2006. – С.7-11.



В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который пришёл к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов (Выготский, 1982). Намеченные классиком психологии подходы к пониманию единства аффективных и интеллектуальных процессов получают дальнейшее развитие в современных исследованиях эмоционального интеллекта.

Проблема эмоционального интеллекта весьма активно исследуется зарубежными учёными, достаточно вспомнить такие имена, как Д. Голман (D. Goleman), Г. Орме (G.Orme), Дж. Мейер (J. D Mayer), П. Сэловей (P Salovey), Д Слайтер (D. Sluiter), X. Вейсингер (H.Weisinger), Р. Стернберг (R. Sternberg), Дж. Блок (J. Block). В российскую психологическую науку понятие эмоционального интеллекта было введено Г. Г. Горсковой (Горскова, 1999).

Термин "эмоциональный интеллект" отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов (Mayer, 2005; Mayer, Salovey, 2005). В соответствии с определённым подходом к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие “эмоциональный интеллект” можно охарактеризовать как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой.

Цель данной работы – определить предпосылки развития эмоционального интеллекта. Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие биологические предпосылки развития эмоционального интеллекта.

Наследственные задатки эмоциональной способности. Эмоциональная способность (ЭС) характеризует степень успешности адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Для лиц с высокоразвитой ЭС характерно хорошее сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества. Слабо развитая эмоциональная способность частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства (Gottfries, Roos, 1994).

Правополушарный тип мышления. Установлено, что музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем математики (Пашина, 1992); у лиц "художественного" типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны, чем лица «мыслительного типа» (Пашина, 1994).

Экстраверсия. Эмоциональность является базовым параметром темперамента (Трухан, 2003); её проявления преобладают у лиц экстравертированного типа. Экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты (Zhonggeng, Yan, 1991). Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации.

Рассмотрим социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта.

Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония – инстинктивное созвучание с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте (Mazurkiewicz, 1950).

Синтония рассматривается как врождённый инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врождённого механизма высвобождения (Mazurkiewicz, 1950) или как приобретённая реакция (Reykowski, Kochanska, 1980). На наш взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребёнка, которые являются ориентирами для его самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребёнка со стороны родителей (Кравченко, 2001).

Становлению синтоничности ребёнка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребёнка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребёнок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его установления из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнёрами по общению.

Синтоничность ребёнка – необходимый этап его психического развития. Однако, синтоничность, сохраняющаяся у взрослого, свидетельствует о нарушениях развития. По мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько распознавание данного эмоционального состояния (Hoffman, 1976).

Механизмы рационального мышления подавляют непосредственность низших чувств. В связи с тем, что в ходе нормального развития развивается склонность к рефлексии, происходит естественное ослабление синтоничности в пользу так называемой «шизоидации» – независимости от внешнего мира и стремления сопротивляться аффективным влияниям окружающих.

Сопротивление негативному аффективному влиянию осуществляется посредством рационализации отношения к окружающим людям и происходящим событиям. Установлено, что рациональные утверждения (например, "Это не самое худшее, я смогу вынести это") уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как "неуместных" эмоций (гнева, тревоги, депрессии и т.д.), так и "уместных" (раздражения, беспокойства, печали). В то же время изменения эмоций под воздействием иррациональных убеждений (например, "Жизнь должна быть лучше, чем она есть") не отмечалось (Kramer, Kupshik, 1993).

Уровень развития самосознания. Механизмы саморегуляции, как и синтоничность, закладываются на самых ранних ступенях развития личности. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания (Гребенникова, 1995). Следовательно, степень развития самосознания выступает в качестве предпосылки к управлению собственными эмоциями.

Эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребёнка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами. В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокий уровень EQ, чем те, которые не удовлетворены (Орме, 2003).

Уровень образования родителей и семейный доход. Чем выше эти показатели, тем более высоким является у подростков уровень эмоционального интеллекта (Harrod, Sheer, 2005).

Гендерные особенности воспитания. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин – внутриличностных показателей (Орме, 2003). Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей (Goleman, 1988).

В этой связи андрогинность может рассматриваться как следствие определённой стратегии воспитания в родительской семье. Положительная взаимосвязь андрогинности и эмоционального интеллекта обнаружена в исследовании D.D.Guastello, S.J.Guastello (2003). Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и фемининными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми (Олифирович, Громова, 2003). По-видимому, у андрогинных индивидов имеет место сочетание выраженных способностей к распознаванию и самоконтролю эмоций.

Внешний локус контроля. Результаты исследований (Wang, Anderson, 1994) показывают, что испытуемые с внешним локус-контролем более склонны прощать как других, так и себя. Испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сенситивны к ситуации, когда осуждают других. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику (Гассин , 1999).

Религиозность. Взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале "эмоциональный интеллект" (Lewis, McGuckin, 2000), на наш взгляд, может быть обусловлена следующим. Во-первых, у религиозных индивидов преобладает внешний локус контроля. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам (исповеди, причастию) невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих её эмоций.

Итак, анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволил выявить следующие предпосылки его развития:
• биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, правополушарный тип мышления и экстраверсия);
• социальные (синтоничность в детском возрасте; становление рационализации по мере взросления; степень развития самосознания ребёнка; эмоционально благополучные отношения между родителями; уровень образования родителей и семейный доход; гендерные особенности воспитания; андрогинность; внешний локус контроля; религиозность).



1. Выготский Л.С. (1982) Собр. сочинений – М. – Т.2.
2. Гассин Э.А. (1999) Психология прощения // Вопросы психологии. – № 4.
3. Горскова Г. Г. (1999) Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру// Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. – СПб.
4. Гребенникова Э.А. (1995) Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. дис…. канд. психол. наук:19 00 05. / Рос.акад. гос. службы при президенте Рос. Фед., каф. соц. психологии. – М.
5. Кравченко А. (2001) Нарцисс и его отражения // Моск. психотерапевт. ж-л. – №2.
6. Орме Г.(2003) Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+»
7. Олифирович Н., Громова И.(2003) Гендерная дифференциация стратегий преодоления ревности // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции, г. Минск.
8. Пашина А.Х. (1992) О структуре эмоционального слуха // Психол. ж-л. Т.13. № 3.
9. Пашина А.Х. (1994) Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы // Психол. ж-л. Т.15. №3.
10. Трухан Е.А. (2003) Структура темперамента: основные компоненты // Весн. Бел. дзярж. ун-та. Сер 3. № 1.
11. Goleman D. (1988) Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
12. Gottfries C.G., Roos B.E. (1994) Man’s emotional capability – an unexplored and unexploited possibility // Med. Hypotheses. № 43, 5.
13. Guastello D.D., Guastello S.J. (2003) Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles/
14. Harrod N.R., Sheer S.D. (2005) An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles/
15. Hoffman M. (1976)Empathy, role taking and development of altruistic motives. (In:) M. Takela (ed.). Moral development and behavior. – N.Y., Holl.
16. Kramer D., Kupshik G. (1993) Effect of rational and irrational statements on intensity and “inappropriations” of emotional distress and irrational beliefs in psychotherapy pacients // Brit. J. Clin. Psychol. V. 32. № 3.
17. Lewis C.A., McGuckin C. (2000) Are religious people more intelligent? Examination the relationship between religiosity and emotional intelligence. Proc. Brit. Psychol. Soc. V. 9. № 1.
18. Mazurkiewicz J. (1950) Wstep do psychofiziologii normalney. –Warszawa: PZWL. – T.1.
19. Mayer J.D. (2005) Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/
20. Mayer J.D., Salovey P. (2005) Emotional intelligence [Electronic resourse]. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/
21. Reykowski J., Kochanska G. (1980) Skice z teorii osolowski. –Warszawa: WP.
22. Wang D., Anderson N.H. (1994) Excuse-making and blaming as a function of internal-external locus of control // Eur. Psychol. V. 24. № 2.
23. Zhonggeng Chen, Yan Wank. (1991) The relationship between extraversion and overly inclusive thinking in normal Chinese subjects // Int. J. Ment. Health. V.20. № 1.

Создано : 29/11/2006 22:07
Обновлено : 29/11/2006 22:09
Категория : ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Страница просмотрена 8171 раз


Версия для печати Версия для печати

 
Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!

 
^ Наверх ^